Типы каяков (байдарок)

Большинство каякеров (выбирая каяк) ищет некоторый компромисс, который был бы более или менее пригоден для всех развлечений и избавлял бы их от необходимости иметь несколько разных лодок. Существует не менее десятка различных типов каяков. Какие бывают виды каяков, чем они отличаются и какое их предназначение? Для более наглядной классификации разделим все каяки на категории по тому или иному критерию:


  • по назначению каяка;
  • по типу конструкции;
  • по способу посадки гребца.


По назначению каяка разделяют на три категории:

Прогулочные (рекрационные) каяки.

Каяки данной категории могут быть одноместными, двухместными и даже трехместными. Главной отличительными чертами является довольно большая ширина (повышенная устойчивость) лодки и объемный кокпит. Главное назначение таких каяков - кратковременный отдых на спокойной воде. Основные особенности байдарок сводятся к следующим: благодаря широй форме дна рекрационные каяки очень устойчивы, их сложно перевернуть (оверкиль). Но в тоже время такая форма дна даёт плохую курсовую устойчивость при гребли вперед. Каяки такого класса подходят для кратковременного семейного отдыха, они вместительные, часто оборудованы герметическим багажным отсеком для хранения вещей.

Туринговые (туристические) каяки.

Каяки данной категории предназначены для использования в спокойной стоячей воде больших рек, каналов и озёр. Они значительно длиннее прогулочных, но при этом еще достаточно устойчивые для начинающего каякера. Имеют длину до 450 см, большой объем (400–460 л) и наличием четко выраженного киля в носовой и кормовой части. Туринговые каяки имеют хорошую ходкость по прямой, но менее поворотливы. Лодки этого типа имеют грузовые отсеки для перевозки вещей и продуктов. Некоторые модели дополнительно оборудованы системой рулегвого управления. По комфорту и ходовым качествам туринговые каяки значительно опережают рекреационные каяки и схожи по ходовым качествам с морскими каякам. 

Морские экспедиционные каяки.

Самые быстрые и вместительные каяки. Имеют большую длину корпуса и приподнятую носовую часть для того чтобы при прохождении волн, вода не заливала кокпит каяка. Главными отличительными чертами морского каяка является большой объемом корпуса. Длина этих лодок достигает 500–530 см, они имеют сильно кильватые обводы по всей длине, высокий борт, почти плоскую деку и четко выраженную линию привального бруса (стык между бортом и декой). Каяки оборудованы загрузочными люками, внешней подвеской для багажа, рулевым управлением (руль или скег) и даже парусом. Лодки применяются для путешествий по спокойной воде и для катания на приливно-отливных течениях, причем последнее часто не уступает по уровню сложности каякингу на бурных реках.

Каяки для бурной воды.

Основными отличиями каяков для бурной воды является короткий (от 2 до 3,5 метров) и закругленный корпус для максимальной маневренности (маневренность в пороге важнее скорости). Такие каяки предназначены для прохождения горных бурных рек различной сложности. Каяки для бурной воды сильно различаются по своим обводам и конструкции. Существует большое количество разновидностей каякинга на бурной воде: классический сплавной каякинг по горным рекам (это простое прохождение бурных рек с обносом по берегу особо опасных участков); крикинг - это сплав на каяках по быстрым бурным речками с большим количеством камней и высокой категории сложности; фристайл каякинг - это выполнение различных трюков на каяке в так называемых "бочках" (подобие волны), но с более сильным и постоянным гребнем, который может задерживать каякера и каяк на одном месте. 

Каяки sit-on-top.

Эти лодки отличаются от остальных, прежде всего, по своей конструкции корпуса. Они представляют собой замкнутую герметичную капсулу, снабженную дренажным клапаном (который необходим, в основном, для выравнивания давлений внутри и снаружи корпуса). Некоторые лодки вместо дренажного клапана снабжены небольшими люками, которые позволяют разместить груз во внутренней полости лодки.  Имеют открытый кокпит в виде углубления в деке, наподобие ванночки. Основное достоинство этих лодок состоит в их безопасности (большой герметичный объем, делает их практически непотопляемыми). Предназначены они для катания по спокойной воде и морскому прибою для совсем неопытных гребцов, поэтому оборудование кокпита у них значительно упрощено. 


По типу конструкций каяки разделяют на три категории:


  1. Неразборные каяки. Неразборные каяки - это лодки с жестким пластиковым корпусом. Для такого типа каяков используют различные материалы: стеклопластик, углепластик, полиэтилен, ABS-пластик. Каяки с жестким корпусом имеют самые высокие ходовые качества и способны вместить большое количество снаряжения. Для этого корпусные каяки оборудованы герметичными багажными отсеками.  

    Основные особенности неразборных каяков сводятся к следующим: каяки с жестким корпусом долговечны и износостойки. Современные полимерные материалы могут выдерживать очень большие нагрузки при резких ударах или столкновениях с камнями, острыми режущими поверхностями, которые могут оставлять довольно глубокие царапины на каяка, но при этом пробить каяк практически невозможно. К преимуществам современных каяков можно отнести также теплоизолирующие качества - их можно использовать даже для походов в арктических широтах. При сильных ударах на полиэтиленовых каяках могут появляться небольшие вмятины, которые сами выравниваются под воздействием высокой температуры. Если вмятина появилась в холодную пору году, тогда место вмятины можно облить горячей водой или слегка нагреть феном. Еще одним существенным преимуществом корпусных каяков является возможность задействовать все тело при управлении каяком. Эргономика корпусных каяков с внутренней посадкой устроена таким образом, что гребец имеет как минимум пять точек контакта тела с каяком, это позволяет передавать инерцию и движение всего тела на корпус каяка, а не только силу рук, но также задействовать спину и ноги для управления каяком. Каяки с жестким корпусом позволяют легко делать крен, осуществлять резкие повороты, а в случае оверкиля - сделать "эскимосский переворот", то есть перевернутся назад в исходное положение над водой не покидая каяк и используя при этом только весло. Сегодня неразборные каяки являются бесспорными лидерами в мире каякинга.

  2. Разборные или каркасные каяки. Каркасные каяки (байдарки) состоят из металлического каркаса и специального непромокаемого синтетического материала, который натягивается на каркас и фиксируется. Основные особенности каркасных байдарок сводятся к следующим: каркасный каяк имеет значительно более примитивные обводы по сравнению с неразборными каяками: его поперечное сечение может представлять лишь сочетание нескольких дуг и прямолинейных отрезков. Соответственно, и возможности его по сравнению с жесткой лодкой более чем ограничены. Оболочка каркасно-поддувной лодки всегда имеет возможность прогибаться, "играть". Это врожденный недостаток такой конструкции, и устранить его принципиально невозможно. Помимо оболочки, "играет" и сам каркас, неизбежно имеющий люфты в местах соединений. В результате обводы лодки становятся аморфными и значительно ухудшают управления и скоростные характеристики лодки. Не стоит забывать и о подготовки лодки к выходу на воду, каждое использование каркасной лодки включает в себя, как минимум, сборку, разборку, сушку и дважды упаковку. Каркасная лодка имеет только одно неоспоримое достоинство: в транспортном положении она упаковывается в относительно компактный рюкзак. Большинство российских каякеров до сих пор использует разборные каркасные каяки. Это объясняется как простотой транспортировки, так и экономическими соображениями. Однако эти лодки обладают очень ограниченными возможностями, и к настоящему времени все дальнейшие возможности их развития практически исчерпаны.
  3. Надувные каяки. Надувные каяки - во многом похожи по принципу на надувные лодки, только длиннее и уже. Очевидными преимуществами надувных каяков являются большая грузоподъемность, непотопляемость, а также компактность и легкость транспортировки в спущенном виде. Основным недостатком большинства надувных каяков является недостаточная жесткость каяка в месте сидения гребца и прогибание  каяка под весом гребца, что приводит к задиранию носа и кормы и значительно ухудшает ходовые качества каяка. Эта проблема особенно ярко выражена в одноместных надувных каяках, где сидение размещено по середине каяка и отсутствует какой-либо каркас жесткости. Среди недостатков также можно выделить недолговечность - как и любые другие синтетические материалы, из которых изготавливаются надувные каяки, они имеют свой ограниченный срок эксплуатации. Все надувные каяки имеют довольно слабую осадку, что приводит к большой парусности. Такие каяки очень легко сносит сильными порывами ветра, идти против ветра значительно сложнее, чем на жестких корпусных каяках, а держать прямой курс при сильном боковом ветре практически невозможно. Курс надувного каяка может меняться с каждым порывом ветра. 


По способу посадки гребца каяки делятся на две категории:


Каяки Sit-In.




Каяки Sit-In (от англ. "sit inside" - сидеть внутри) - это традиционные каяки, в которых гребец расположен наполовину внутри корпуса каяка, ноги каякера находятся под декой каяка внутри.

Каяки Sit-On-Top.




Каяки Sit-On-Top (с англ. "Sit-On-Top" - "сидеть сверху") - это новый тип каяков появились относительно недавно в них гребец сидит сверху корпуса, ноги каякера находятся над декой на открытом воздухе.