Эскимосы и чукчи первые каякеры.
История возникновения каяков (байдарок) насчитывает более 3500 лет. Самые первые прообразы современных каяков использовались коренными народами севера (эскимосами, чукчами и др.) для охоты на море, перевозки грузов и людей. Название "каяк" происходит из эскимосских языков: qajaq, qayaq (от qai — «покрытая»). Каяк традиционно делался из кожи моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах — из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил, китового уса и смолы. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для этой культуры была характерна добыча морских млекопитающих при помощи многоместных кожаных байдар и сложных гарпунов. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Основным оружием при охоте на китов у эскимосов и чукчей был гарпун, оснащенные воздушным пузырём. Пузырь держал на воде добычу и использовался как элемент плавучести. Каяки оснащались дополнительно заглушками для люков и аутригерами. Были и большие байдарки, достигавшие 10 метров в длину. На них устанавливали паруса, чтобы улучшить мореходные качества. Парус шили из кишок животных.
Первые клубы гребли.
Прародителем первых гребных клубов стал шотландский юрист Джон Мак Грегор в 60-е годы XIX века. Его первая лодка, спроектированная и построенная по образцу эскимосского каяка и индейского каноэ, имела клинкерную обшивку из дуба и палубу из кедра. Она отличалась от эскимосского каяка менее приподнятыми оконечностями и более округленной палубой. Кокпит был покрыт прорезиненным полотном с открытым местом для гребца в центре. Имея длину 4,57 метра и ширину 0,76 метра, она весила 36 кг. В движение лодка приводилась с помощью двухлопастного весла, такого же, как на современных байдарках. На борту красовалось имя «Роб Рой» — так звали национального героя Шотландии, известного и под именем Роберт Рой МакГрегор. Постоянно совершенствуя конструкцию, он спроектировал и построил по меньшей мере семь подобных лодок, неизменно носящих имя «Роб Рой», на которых путешествовал в 60-х годах XIX века по Европе и странам Ближнего Востока. Своей протяженностью его путешествия и сегодня можно удивляться.
В 1866 году он создал первый в мире гребной клуб, который чуть позже получил поддержку Уэльского принца Эдварда VII и амбициозное название: «Английский Королевский клуб гребли на байдарках и каноэ». Первая в историю регата состоялась 27 апреля 1867 года, в которой приняли участие 15 байдарок. С 1874 года соревнования стали ежегодными. Аналогичные клубы стали появляться по всему миру: в Канаде, Германии, Скандинавии, Америке. Первый гребной клуб в России был образован в Петербурге 1858 году и носил название «Моряк на все руки», а двумя годами позже он был переименован в «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб», существующий и по сей день.