Стабильность каяка

Поперечная остойчивость - способность лодки противостоять воздействию внешних сил, вызывающих его крен или дифферент, и возвращаться в стабильное состояние по окончанию воздействия. 


Каяк имеет два вида поперечной остойчивости (стабильность):

  1. первичная остойчивость;
  2. вторичная остойчивость.

Первичная остойчивость.

Широкий каяк с плоским дном имеет высокую первичную остойчивость на спокойной воде, но на волнах он будет сильно крениться и сильно раскачиваться из стороны в сторону. Кроме того, каяк с высокой первичной остойчивость является очень медленным.

Длинный и узкий каяк (гоночная байдарка) имеет очень низкую первичную остойчивость. Это хорошо видно на соревнованиях по гладкой гребели на старте. В неподвижном состоянии на воде гребец постоянно использует весло для опоры (поддержания равновесия).

Вторичная остойчивость.

Высокая вторичная остойчивость означает, что гребец чувствует себя уверенно, когда делает крен на одну сторону. Низкая вторичная остойчивость означает, что если вы не держите лодку совершенно вертикально и теряете баланс равновесия хоть на мгновение, то вы должны быстро сделать опору веслом или перевернуться. Каяки, как правило, немного шире по ватерлинии чем палуба, что даёт им вторичную остойчивость.


Остойчивость зависит нескольких основных факторов:


    1. Ширины каяка. Слишком узкий каяк будет не стабилен для начинающего взрослого гребца. Слишком широкий каяк будет "рыскать" из стороны в сторону в неспокойной воде. 
    2. Форма дна. Представьте себе каяк, который будет иметь поперечное сечение простой коробки (имеет совершенно плоское дно и вертикальные борта). Такой каяк будет иметь высокую начальную остойчивость, но когда гребец захочет наклониться в сторону, то в какой-то момент он перевернется. Теперь представим каяк с полукруглым дном - это будет очень быстрый каяк, но его низкая начальная остойчивость будет держать гребца в постоянном напряжении. Для достижения оптимальной формы дна нужно искать компромисс.
    3. Высота и вес каякера. Взрослый мужчина имеют значительный вес в верхней части тела и нуждается в довольно стабильном каяке. Взрослая женщина, в основном, ниже мужчины и у неё более низкий центр тяжести. Женщинам будет более комфортно в более узких байдарках, чем мужчинам.
    4. Объем лодки. Очень узкий каяк имеет ватерлинию выше, что делает его менее стабильным.