Разновидности шафтов (трубок)

Шафт - это полая трубка (композитная или дюралюминевая), соединяющая лопатки в единое целое - весло.


Виды шафтов (трубок):

- прямые;

- изогнутые (коленвал).



Прямой шафт - это классика и здесь все понятно. А вот зачем нужен изогнутый шафт (коленвал) рассмотрим... 

Основным преимуществом изогнутого шафта является снижение нагрузки на кисть руки при гребли. Коленвал более удобен при подтягтвающих и дуговых гребках. Главным минусом изогнутого шафта является его высокая стоимость. Если Вы хотите купить весло для каяка с изогнутым шафтом, то лучше всего перед покупкой подержать его в руках, т.к. существует несколько видов изгибов и каждому гребцу будет удобен тот или иной изгиб шафта. Так же не стоит забывать, что на изогнутом шафте хват будет более ограничен чем на прямом шафте. Новичкам лучше начинать с прямого шафта и в процессе приобретения опыта переходить на изогнутый шафт.

У качественных композитных шафтов имеется овальное сечение (профиль) в местах хвата руки. Это сделано специально для более удобного (плотного) захвата руки, что позволяет под водой не задумываться о том, под каким углом к поверхности расположена лопасть весла, что очень важно при выполнении эскимосского переворота. При выборе шафта очень важно проверить, не скользит ли шафт в руках. Если да, то могут потребоваться дополнительные доработки, например, обмотать место хвата изолентой или покрыть поверхность трубы специальным антискользящим и термостойким покрытием.


Материал шафтов (трубок):

- дюралюминий (авиационный алюминий);

- композит (стеклопластик, кевлар, углепластик).


Самыми распространенными шафтами являются шафты из дюралюминия. Шафты из дюралюминия бывают только прямыми. В основном для шафтов используется дюралюминевая труба Д16Т с наружным диаметром 30 мм и толщиной стенок 1-2 мм. Трубы из дюралюминий подвергаются специальной антикорозийной обработке (анодированию). Поверхность трубы покрывается специальным антискользящим и термостойким покрытием. Основным преимуществом шафтов из дюрали является их приемлемая прочность и доступность. Главным минусом - высокий вес и короткий срок службы в морской воде.

Композитные трубы изготавливаются из стекловолокна, кевлара, карбона и различных их сочетаний. Изготовление труб из композитных материалов – это ручной труд, поэтому цены на композитные шафты значительно выше. Существует несколько общепринятых диаметров композитных шафтов: 29 мм и 30 мм (наружные диаметры). Основным преимуществом композитных шафтов является их низкий вес при очень высокой прочности и жёсткости. Главным минусом – высокая цена материалов, а как следствие и готового изделия.


Так же стоит отметить, что шафты бывают цельными и разборными на несколько частей (двух, трёх и четырёх составные). Цельные прочнее и надежнее, но их сложнее транспортировать. В разборных шафтах важным элементом является соединительная система. От неё зависит будет ли "играть" (люфтить) весло при гребле.


Существует два основных типа соединительной системы:


"Замок/кнопка" - это две кнопки с пружинкой, помещённые во внутрь втулки меньшего диаметра. Втулка меньшего диаметра вклеена в одну из частей шафта при соединение двух частей кнопки фиксируются (защёлкиваются) в отверстиях другой части шафта. Система очень простая и надёжная, но с её помощью не получится менять длину и выставлять разные углы. 

"Замок/зажим" – это композитная втулка меньшего диаметра, вклеенная в шафт, с одной стороны, и специальный зажим (хомут), с другой стороны. Такой замок позволит разобрать весло на 2 части, поменять хват и угол разворота, а так же удлинить весло до 10 см.